Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 09:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Прогулка вглубь времен

или археологический путеводитель по региону Кавказских Минеральных Вод
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Маршруты

Следы Великого Шелкового пути

СПРАВКА

Во II веке до н.э. китайский посол Джан Цян открыл караванную дорогу из Китая в страны Средней и Передней Азии, в последствии этот путь получил название Великого Шелкового пути, так как предназначался для экспорта китайского шелка на Запад. Начинался он от города Сианя, проходил через Ланьчжоу в город Дуньхуан. Отсюда дорога делилась на северный и южный путь. Северный путь проходил через Ферганскую долину, вдоль северного побережья Каспийского моря и далее в северное Причерноморье – этот участок пути называется Даринской или Мисимианской трассой. Южный же путь проходил через Памир и вел в Индию и на Ближний Восток.

 Благодаря Великому Шелковому пути были налажены торгово-политические связи Китая со странами Ближнего Востока и Византией. Наибольшей популярностью путь пользовался на рубеже I-II веков н.э. А в XV веке с развитием мореплавания, потерял свое значение и постепенно становился невостребованным.

    На Северном Кавказе северная трасса Великого Шелкового пути получила название Даринской и Мисимианской. Их описал византийский писатель Менандром. Мисимианская трасса проходила по территории современного Ставрополья.  От города Севастополис  (Сухуми) поднималась она на Клухорский перевал, далее шла вдоль реки Теберды до слияния с рекой Кубань, а затем вдоль правого берега Кубани. После путь сворачивал на восток и, преодолевая перевал Гумбаши, спускался в кисловодскую котловину и шел вдоль реки Подкумок. Возле современного города Ессентуки трасса делилась на северную и южную. Северная трасса выходила к реке Кума, обогнув гору Змейка, недалеко от современного города Минеральные Воды, и шла вдоль берега к городу Маджар (Буденновск) и далее к низовьям Волги. Южная же трасса проходила вдоль  левого берега реки Подкумок до современного Пятигорска, и после шла вдоль Кумы до перекрестка с древней дорогой, которая протянулась по западному побережью Каспийского моря и вела к низовьям Волги.

Сегодня археологи раскапывают много археологических доказательств существования Мисимианской трассы. Это древние торговые центры, участки дороги, городища, могильники и так далее, в которых обнаружено множество предметов из других стран.

Одна из трасс Великого шелкового пути была проложена по территории КМВ с VI-VII веков. В это время здесь процветало Аланское государство, известное как «страна, полная всяческих благ». Этому способствовала активная торговля бронзолитейными, кузнечными и ювелирными изделиями. Все наиболее крупные аланские поселения расположены вдоль этого торгового пути. К тому же, Великий шелковый путь способствовал не только развитию экономических отношений, но и международной политике Алании.

Сегодня все любознательные могут ознакомиться с археологическими памятниками на великом когда-то шелковом пути.

Много веков назад  спускались торговые караваны с перевала Гумбаши и шли к городу Фуст. Сегодня это Рим-гора («крепость румов (византийцев)»), расположенная в 18 км от Кисловодска, на месте слияния рек Эшкакон и Подкумок, на границе с КЧР. Представляет  собой трапециевидную гору с плоской вершиной высотой 1094 метра. Это был крупнейший ремесленный и торговый центр раннесредневековой Алании. В настоящее время представляет собой комплекс археологических памятников датируемых VII-XIII веками н.э. состоит из главного укрепления площадью в 16 гектар, поселения – 116 гектар и скальных и катакомбных могильников. В городище обнаружены лестницы, высеченные в скалах, остатки каменных строений и ямы для зерна и воды. Среди находок керамика, византийские монеты, а также уникальное деревянное седло с циркульным орнаментом. Памятник археологически изучался лишь частично.

Дальше путь караванов пролегал по долине реки Подкумок, которую раньше именовали тоже Фуст. Искать следы шелкового пути стоит в Аланской крепости, которая расположена недалеко от горы Кольцо. Это укрепление, поселение и могильники с богатым инвентарем. Здесь обнаружено множество керамических сосудов, железных ножей, кинжалов, наконечников для стрел, а также украшения из стекла, серебра, бронзы. Их можно увидеть в краеведческом музее «Крепость». С вершины скалы открывается прекрасная панорама долины Подкумка и его окрестностей. Некоторые ученые полагают, что именно Аланская крепость была одним из опорных пунктов на Великом шелковом пути.

А на правом берегу реки Подкумок в окрестностях одноименного поселка на склоне холма было обнаружено раннеаланское погребение, в котором находились подвески виде львов и скарабеев из египетского фаянса. Также недалеко обнаружено древнее укрепление и городище с могильниками, в одном из которых обнаружено захоронение знатного воина с множеством погребального инвентаря. Все это еще раз говорит о развитых здесь  международных торговых отношениях.

Возле современного Пятигорска путь делился на северную и южную трассы. На северном пути, на горе Развалка, возможно, была остановка караванов. Здесь расположилось городище «Развальское седло» датируемое I тыс. н.э. его площадь составляла около 10 гектаров. Стены были выложены из местного камня, в них были вписаны скалы. Прослеживаются здесь и улицы и дома, мощные оборонительные сооружения. Недалеко был обнаружен некрополь знати с богатым погребальным инвентарем. Среди находок шелк, ювелирные изделия из Константинополя, византийские сосуды, египетские бусы, иранские монеты, датируемые 499-628 годами н.э. По предположению ученых на Развалке существовал караван-сарай, где караваны, груженные товарами, останавливались на отдых.

От Развалки в древности была проложена мощеная дорога, идущая от восточных склонов мимо хутора Воронов к горе Змейка, а также по направлению к горам Верблюд и Бык.  Ее остатки в 30-х годах XX века обнаружил историк П.Г. Акритас. Датируется дорога VII-XII веками. Ученых предполагают, что здесь был перекресток Мисимианской трассы. Сегодня этот памятник известен как «Воронов-хутор».

Между тем, караваны двигались дальше по берегу реки Кума к крупнейшему золотоордынскому городу на Северном Кавказе - Маджару.

КСТАТИ, Маджар - один из 26 городов Золотой Орды, которые имели право на чеканку собственной монеты. Площадь города составляла около 8км², город имел множество кварталов и кладбище, на котором на надгробиях писались эпитафии на арабском языке. Отдельно следует отметить прекрасные маджарские мавзолеи, подобные мавзолеям Средней Азии, но имеющие свои отличия.

Население Маджар было многонациональным: здесь проживали татаро-монголы,  русские, армяне и многие другие. Город имел обширные торговые связи. Это доказывают найденные здесь монеты из Византии, Китая, делийские динары. А также западноевропейская копилка, русский крест, армянский каменный крест (хачкар). Основным занятием были керамическое производство и изготовление жженого кирпича на строительство усыпальниц.

В разное время здесь побывали многие известные личности. Например, арабский путешественник Ибн-Батута, который назвал Маджар «одним из красивейших городов тюркских». Через него проезжал траурный кортеж с телом русского князя Михаила Ярославовича, который был убит в Золотой Орде.

В конце XVIII века Маджар начали понемногу уничтожать: необходим был камень на постройку нового города Святой Крест (Буденновск) и, к началу XIX века город, в том числе и мавзолеи, были уничтожены.

 

Категория: Маршруты | Добавил: Nella (06.12.2013)
Просмотров: 9244 | Комментарии: 16 | Теги: Маджар, аланы, Шелковый путь, караваны | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024