Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Прогулка вглубь времен

или археологический путеводитель по региону Кавказских Минеральных Вод
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Маршруты

Гора Бештау. Козьи скалы

Гора Бештау стала визитной карточкой Кавминвод. С древних времен она привлекает к себе людей. Такой важный ориентир обозначался на первых картах Северного Кавказа. О Бештау писали древние греки – Птолемей и Агатамар, арабский путешественник Ибн Батута, а турецкий путешественник Эвлия Челеби нашел здесь даже доску от Ноева ковчега.

ЦИТАТА

«… посреди лесистой равнины – пять расположенных рядом высоких гор, подобно пяти горам-близнецам. Центральная гора самая высокая и остроконечная. Окружающие ее четыре горы ниже и не столь труднодоступны. На вершине горы, находящейся в центре, есть ветхая корабельная доска длиной в триста шагов и шириной в два шага. В некоторых местах доски есть отверстия от гвоздей и буравов. По утверждению местных правителей, эта длинная доска должна быть доской Ноева ковчега…»

Эвлия Челеби

Научные же описания Бештау появляются с конца XVIII века, после присоединения Кавказа к России. Здесь побывали такие ученые как  Г.В. Абих, И.А. Гюльденштедт, П.С. Паллас.

КСТАТИ, вот что писал о Бештау французский натуралист Фредерик Дюбуа де Монпере в книге «Путешествие вокруг Кавказа»: «Здесь начинаются обширные равнины, посреди которых вздымается Бештау, подобно маяку среди пустыни. Гора Бештау всегда была приманкой и местом сосредоточения народов, которые кочуют в степях, отделяющих Черное море от Каспийского; плодородные равнины, окружающие ее, часто оспаривались и переходили из рук в руки, тем более что все чудодейственные кавказские источники бьют вблизи этой горы».

СПРАВКА

БЕШТАУ [тюркский беш - пять и тау - гора], комплексный ландшафтный памятник природы с 1961 года. Наиболее высокая магматическая гора Пятигорья. Расположена между городами Пятигорск, Железноводск и Лермонтов. Абсолютная высота 1401 м, диаметр 8 км. Состоит из главного конуса (Большой Бештау) и семи радиальных отрогов с четырьмя вершинами: Малый Бештау (1254 м), Козьи Скалы (1167 м), Два брата (1124 м) и Лохматая (1080 м).

Склоны до 1100 м покрыты буково-дубово-ясевево-грабовым лесом, входящим в Бештаугорский лесной массив. 177 га насаждений бука восточного относятся к лесным памятникам РФ. Вверху развито берёзово-рябиновое криволесье, переходящее в субальпийские луга. Множество редких, реликтовых растений и эндемиков. Имеются месторождение урана и эксплуатационный участок минеральных вод. Воды горячие (до 75°С) и холодные, углекислые, слабоуглекислые и радоновые со сложным ионным составом.


Археологи предполагают, что вершины Бештау – это неисследованные археологические памятники. Например, по мнению археолога Я.Б. Березина, на Лисьем носу и горе Лохматой прослеживают остатки крепостных стен. Много древних поселений и у подножья Бештау.

В 1914 году  из Ростова-на-Дону приехала экспедиция «Общества истории древности и природы», она дала описание т.н. храма Солнца, расположенного на гребне отрога Бештау. Участники предположили, что храм относится к скифскому времени. Был описан камень похожий на скифскую шапку на трех устоях и грот в виде купола.

ЦИТАТА

«У самого края обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин (примерно 2,8м), камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы колпака или скифской шапки. Камень это стоит на трех устоях–углах, два по бокам и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное, круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек. Проникнув через это отверстие в середину камня, вы попадаете в храм солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми квадратными изгибами, высотой до трех аршин (примерно 2,1м). Впереди стена открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы видите обширную, уходящую вдаль, а восток равнину, из-за края которой восходит солнце.

Камень – обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов (1 пуд = 16кг).

Подножие храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не обнаруживают присутствия наслоений жернового песчаника, а состоят из дикого плитника, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения

Е.П. Савельев статья « Храм солнцепоклонников на горе Бештау».

Со стороны Пятигорска на Бештау лучше подниматься от остановки "Белая Ромашка" или станции "Лермонтовская". Выйдя к объездной трассе на Кисловодск, пересечь ее и подниматься около 3,5 км к Бештаугорской кольцевой дороге. Склон здесь пологий, а местность открытая и весьма живописная, поэтому прогулка доставит удовольствие. В месте пересечения с кольцевой дорогой появится лес - это балка реки Гремучка.

Из поселка Иноземцево к Бештау можно подняться от станции "Машук" мимо Художественного лицея, впереди появится поляна, над которой нависают Козьи скалы. Далее тропа выведет к Бештаугорской кольцевой дороге.

Как археологический объект район Козьих скал особенно интересен. Здесь, в балке реки Гремучки, находятся древнее городище и остатки кабардинского аула. Теперь обо все поподробнее.

Развалины кабардинского аула (Аджи-аул) находятся у Козьих скал, в балке реки Гремучки. Аджи-аул основал кабардинский князь Измаил-бей Атажукин в 1810 году, просуществовал он около двадцати лет. Уже к 1837 году все население абазинских и кабардинских аулов переселилось из Пятигорья. Возле него расположено мусульманское кладбище. По мнению краеведа П.Н. Никитина здесь похоронен сам Атажукин, убитый своими соплеменниками в 1812 году. Известен аул стал благодаря М.Ю. Лермонтову, который описал его как аул Бастанжи. Кстати, Лермонтов посвятил Атажукину поэму  «Измаил-бей».

 Именно здесь 15 июля 1825 года состоялся горский народный праздник байрам, на котором вместе с бабушкой присутствовал и 11-летний Лермонтов, и, по всей видимости, слышал пение горского певца Султан Керим-Гирея.

ЦИТАТА

«И вот они в Аджи-ауле... Плоские мазанки и сакли, притулившиеся к горе. Дувалы из каменного плитняка ограждают усадьбы. Узкие и кривые улочки. Свечкой стоит мечеть. В центре площадь, где обычно проходят праздники. Здесь уже выстроились экипажи русской знати, приехавшей из Горячих, Железных и даже Кислых Вод, на праздник черкесов. Горцы в нарядных костюмах, молодые, стройные мужчины, и женщины, встав в круг, по очереди что-то пели под аккомпанемент бубна и струнного инструмента, похожего на балалайку. В стороне джигиты на конях, готовые к состязанию. Вскоре площадь очистилась от народа и начались скачки…

Миша Лермонтов завороженно смотрел на них... Скачка окончена. Стрельба затихла. Наступили сумерки. На площади разожгли костры. У огня седой, бедно одетый старик — народный певец Султан Керим-Гирей, сидя на камне, под звуки струн пел песню, которая поразила Мишу своей простотой».

 И. Кузнецов «На холмах горячих».

 

Обширное древнее поселение, получившее у археологов название «Козьи скалы» расположено примерно в 2 км к северо-западу от ж/д станции Машук в верховьях реки Средняя Гремучка. Люди поселились здесь в середине I тыс. до н.э. и продолжали жить до VIII-X веков н.э. Находится городище на ровной площади на правом берегу ручья. Сегодня большая его часть распахивается. К сожалению, крупных раскопок на Козьих скалах не проводилось, но даже то немногое, что собрали здесь археологи, поражает. Из наиболее древних находок керамика бронзового века (II тыс. до н.э.) и сарматского времени (примерно III век до н.э. – IV век н.э.). Особенно выделяется глиняная свистулька в виде животного из семейства кошачьих. Большая же часть предметов относится к раннему средневековью. Наиболее интересны салтовские амфоры, производившиеся в Крыму и Приазовье. Также курильницы аланской культуры.

Среди находок много металлических предметов: котлов, цепей, пил, ножей и топоров, мотыг и кос. Особенно интересны токарные резцы, клещи, долото и бронзолитейная форма. Уникальным для Северного Кавказа является найденный здесь комплект доспехов: это нагрудный панцирь из пластин на кожаной основе, позволяющий свободно двигаться воину, сабля с накладками на лезвии, палаш (прямой и длинный до 1м клинок), наборы конской сбруи, наконечники копий и стрел. 

Поселение было укреплено в раннем средневековье, в склонах отрога были возведены каменно-земляные валы, а передняя скала превращена в главную цитадель. От поселения к перевалу между Большим Бештау и Козьими скалами шла дорога, которая была врезана в склон горы. В городище найдены кремационные захоронения, а на западной окраине краевед Н.С. Колоколов обнаружил остатки каменной ограды и каменные надгробия с крестами в круге из местного бештаунита диаметром 24-25см. К настоящему времени их растащили местные жители. Подобные кресты найдены на Черноморском побережье и в Крыму. Это говорит о том, что жители поселения были христианами и имели широкие связи с Крымом. Видимо оно входило в состав Аланского государства. В XI веке поселение уничтожили тюрки.

Категория: Маршруты | Добавил: Nella (22.11.2013)
Просмотров: 8217 | Теги: храм солнца, Бештау, аул, Козьи скалы, городище | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024