Гора Бештау стала визитной карточкой
Кавминвод. С древних времен она привлекает к себе людей. Такой важный ориентир
обозначался на первых картах Северного Кавказа. О Бештау писали древние греки –
Птолемей и Агатамар, арабский путешественник Ибн Батута, а турецкий
путешественник Эвлия Челеби нашел здесь даже доску от Ноева ковчега.
ЦИТАТА
«… посреди
лесистой равнины – пять расположенных рядом высоких гор, подобно пяти
горам-близнецам. Центральная гора самая высокая и остроконечная. Окружающие ее
четыре горы ниже и не столь труднодоступны. На вершине горы, находящейся в
центре, есть ветхая корабельная доска длиной в триста шагов и шириной в два
шага. В некоторых местах доски есть отверстия от гвоздей и буравов. По
утверждению местных правителей, эта длинная доска должна быть доской Ноева
ковчега…»
Эвлия Челеби
Научные же описания Бештау появляются с конца XVIII века, после присоединения Кавказа к России.
Здесь побывали такие ученые как Г.В.
Абих, И.А. Гюльденштедт, П.С. Паллас.
КСТАТИ, вот что писал о Бештау французский
натуралист Фредерик Дюбуа де Монпере в книге «Путешествие вокруг Кавказа»: «Здесь
начинаются обширные равнины, посреди которых вздымается Бештау, подобно маяку
среди пустыни. Гора Бештау всегда была приманкой и местом сосредоточения
народов, которые кочуют в степях, отделяющих Черное море от Каспийского;
плодородные равнины, окружающие ее, часто оспаривались и переходили из рук в
руки, тем более что все чудодейственные кавказские источники бьют вблизи этой
горы».
СПРАВКА
БЕШТАУ [тюркский
беш - пять и тау - гора], комплексный ландшафтный памятник природы с 1961 года.
Наиболее высокая магматическая гора Пятигорья. Расположена между городами
Пятигорск, Железноводск и Лермонтов. Абсолютная высота 1401 м, диаметр 8 км.
Состоит из главного конуса (Большой Бештау) и семи радиальных отрогов с
четырьмя вершинами: Малый Бештау (1254 м), Козьи Скалы (1167 м), Два брата
(1124 м) и Лохматая (1080 м).
Склоны до
1100 м покрыты буково-дубово-ясевево-грабовым лесом, входящим в Бештаугорский
лесной массив. 177 га насаждений бука восточного относятся к лесным памятникам
РФ. Вверху развито берёзово-рябиновое криволесье, переходящее в субальпийские
луга. Множество редких, реликтовых растений и эндемиков. Имеются месторождение
урана и эксплуатационный участок минеральных вод. Воды горячие (до 75°С) и
холодные, углекислые, слабоуглекислые и радоновые со сложным ионным составом.
Археологи предполагают, что вершины Бештау –
это неисследованные археологические памятники. Например, по мнению археолога
Я.Б. Березина, на Лисьем носу и горе Лохматой прослеживают остатки крепостных
стен. Много древних поселений и у подножья Бештау.
В 1914 году из Ростова-на-Дону приехала экспедиция
«Общества истории древности и природы», она дала описание т.н. храма Солнца,
расположенного на гребне отрога Бештау. Участники предположили, что храм
относится к скифскому времени. Был описан камень похожий на скифскую шапку на
трех устоях и грот в виде купола.
ЦИТАТА
«У самого края
обрыва, в расстоянии не более аршина, стоит высокий, до 4-х аршин (примерно 2,8м),
камень овально-конической формы, гладко обделанный и представляющий вид как бы
колпака или скифской шапки. Камень это стоит на трех устоях–углах, два по бокам
и третий, более широкий, на запад. В этом последнем высверлено правильное,
круглое, близко от земли, отверстие, в которое свободно может пролезть человек.
Проникнув через это отверстие в середину камня, вы попадаете в храм
солнцепоклонников. Над вами купол с правильными полукругло-выгнутыми
квадратными изгибами, высотой до трех аршин (примерно 2,1м). Впереди стена
открыта; тут купол оканчивается, имея вид мыса, или козырька. Стоя в храме, вы
видите обширную, уходящую вдаль, а восток равнину, из-за края которой восходит
солнце.
Камень –
обыкновенный жерновой, очень крепкий песчаник, весом в несколько тысяч пудов (1
пуд = 16кг).
Подножие
храма, обрыв и соседние скалы, а также местами обнажившаяся вершина горы не
обнаруживают присутствия наслоений жернового песчаника, а состоят из дикого
плитника, каким обыкновенно у нас мостят улицы. Правда, у западной подошвы
Бештау наслоения песчаника имеются, но кто и какими приспособлениями втащил на
такую кручу и высоту в несколько тысяч пудов камень и поставил его у самого
обрыва и именно там, откуда хорошо виден восход солнца? Об обделке камня в
храме я уже не говорю, так как этот труд могли выполнить целые поколения
Е.П.
Савельев статья « Храм солнцепоклонников на горе Бештау».
Со стороны Пятигорска на Бештау лучше подниматься от остановки "Белая Ромашка" или станции "Лермонтовская". Выйдя к объездной трассе на Кисловодск, пересечь ее и подниматься около 3,5 км к Бештаугорской кольцевой дороге. Склон здесь пологий, а местность открытая и весьма живописная, поэтому прогулка доставит удовольствие. В месте пересечения с кольцевой дорогой появится лес - это балка реки Гремучка. Из поселка Иноземцево к Бештау можно подняться от станции "Машук" мимо Художественного лицея, впереди появится поляна, над которой нависают Козьи скалы. Далее тропа выведет к Бештаугорской кольцевой дороге.
Как археологический объект район Козьих скал
особенно интересен. Здесь, в балке реки Гремучки, находятся древнее городище и
остатки кабардинского аула. Теперь обо все поподробнее.
Развалины кабардинского аула (Аджи-аул)
находятся у Козьих скал, в балке реки Гремучки. Аджи-аул основал кабардинский
князь Измаил-бей Атажукин в 1810 году, просуществовал он около двадцати лет.
Уже к 1837 году все население абазинских и кабардинских аулов переселилось из
Пятигорья. Возле него расположено мусульманское кладбище. По мнению краеведа
П.Н. Никитина здесь похоронен сам Атажукин, убитый своими соплеменниками в 1812
году. Известен аул стал благодаря М.Ю. Лермонтову, который описал его как аул
Бастанжи. Кстати, Лермонтов посвятил Атажукину поэму «Измаил-бей».
Именно
здесь 15 июля 1825 года состоялся горский народный праздник байрам, на котором
вместе с бабушкой присутствовал и 11-летний Лермонтов, и, по всей видимости,
слышал пение горского певца Султан Керим-Гирея.
ЦИТАТА
«И вот они в
Аджи-ауле... Плоские мазанки и сакли, притулившиеся к горе. Дувалы из каменного
плитняка ограждают усадьбы. Узкие и кривые улочки. Свечкой стоит мечеть. В
центре площадь, где обычно проходят праздники. Здесь уже выстроились экипажи
русской знати, приехавшей из Горячих, Железных и даже Кислых Вод, на праздник
черкесов. Горцы в нарядных костюмах, молодые, стройные мужчины, и женщины,
встав в круг, по очереди что-то пели под аккомпанемент бубна и струнного
инструмента, похожего на балалайку. В стороне джигиты на конях, готовые к
состязанию. Вскоре площадь очистилась от народа и начались скачки…
Миша
Лермонтов завороженно смотрел на них... Скачка окончена. Стрельба затихла.
Наступили сумерки. На площади разожгли костры. У огня седой, бедно одетый
старик — народный певец Султан Керим-Гирей, сидя на камне, под звуки струн пел
песню, которая поразила Мишу своей простотой».
И. Кузнецов «На холмах горячих».
Обширное древнее поселение, получившее у археологов
название «Козьи скалы» расположено примерно в 2 км к северо-западу от ж/д
станции Машук в верховьях реки Средняя Гремучка. Люди поселились здесь в середине
I тыс. до н.э. и продолжали жить до VIII-X веков н.э. Находится городище на ровной площади на правом берегу ручья.
Сегодня большая его часть распахивается. К сожалению, крупных раскопок на
Козьих скалах не проводилось, но даже то немногое, что собрали здесь археологи,
поражает. Из наиболее древних находок керамика бронзового века (II тыс. до н.э.) и сарматского времени (примерно III век до н.э. –
IV век н.э.). Особенно выделяется глиняная свистулька в виде животного из
семейства кошачьих. Большая же часть предметов относится к раннему
средневековью. Наиболее интересны салтовские амфоры, производившиеся в Крыму и
Приазовье. Также курильницы аланской культуры.
Среди находок много металлических
предметов: котлов, цепей, пил, ножей и топоров, мотыг и кос. Особенно интересны
токарные резцы, клещи, долото и бронзолитейная форма. Уникальным для Северного
Кавказа является найденный здесь комплект доспехов: это нагрудный панцирь из пластин
на кожаной основе, позволяющий свободно двигаться воину, сабля с накладками на
лезвии, палаш (прямой и длинный до 1м клинок), наборы конской сбруи,
наконечники копий и стрел.
Поселение было укреплено в раннем
средневековье, в склонах отрога были возведены каменно-земляные валы, а
передняя скала превращена в главную цитадель. От поселения к перевалу между
Большим Бештау и Козьими скалами шла дорога, которая была врезана в склон горы.
В городище найдены кремационные захоронения, а на западной окраине краевед Н.С.
Колоколов обнаружил остатки каменной ограды и каменные надгробия с крестами в
круге из местного бештаунита диаметром 24-25см. К настоящему времени их
растащили местные жители. Подобные кресты найдены на Черноморском побережье и в
Крыму. Это говорит о том, что жители поселения были христианами и имели широкие
связи с Крымом. Видимо оно входило в состав Аланского государства. В XI веке поселение уничтожили тюрки.
|