В VII-II веках до н.э. на обширных степях от Дона до Дуная, и от Предкавказья до Крыма, появляются племена воинственных кочевников. О них упоминал еще Гомер в «Илиаде», а греческий поэт Гесиод первым назвал их скифами, и было это в VIII веке до н.э. В «Истории» Геродота скифам тоже уделено много внимания. В частности, Геродот писал, что территория Скифии простиралась в пределах условного квадрата, со сторонами по 20 дней пути или 4000 стадий (на современный язык это около 700 км), которая включала и современный Кавказ. Через него пролегала т.н. «скифская дорога» - маршруты походов на Ближний Восток.
В науке считается, что скифы вторглись на территорию киммерийцев из-за реки Аракс (Волга или Амударья). И Предкавказье было территорией их древнейшего расселения. Походы, совершавшиеся отсюда в Азию, оказали большое влияние на формирование самобытной скифской культуры и сделали ее известной на Востоке и Средиземноморье. А проникали они вслед за киммерийцами через Дербентские ворота по западному побережью Каспийского моря. В 70-х годах VII века до н.э., согласно ассиро-вавилонским документам, скифы сокрушили державу мидян и установили свое господство в Передней Азии. Здесь они больше полувека играли ведущую роль, совершая походы вплоть до Египта, которому удалось откупиться щедрыми дарами.
В 612 году до н.э. скифы в союзном походе с Вавилоном разгромили могущественную тогда Ассирию и разорили ее столицу – Ниневию. В итоге, скифское доминирование сплотило правителей Ближнего Востока в борьбе с ними. И в 594 году до н.э. на пиру у мидийского царя Киаксара были перебиты все основные вожди скифов. И ослабленные скифы были вытеснены из Передней Азии. Большинство вернулось в Предкавказье и Причерноморье, некоторая часть осталась в Закавказье, основав небольшое государство – «царство скифов». Однако, скифские вожди сохранили доминирующее положение на степных пространствах Юго-Восточной Европы, включая Центральное Предкавказье. К V веку до н.э. скифы, в результате контактов с местными кобанцами, осели и превратились из кочевников в земледельцев.
ЦИТАТА
«28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось. Тогда Киаксар и мидяне пригласили однажды множество скифов в гости, напоили их допьяна и перебили. Так мидяне восстановили прежнее величие своей державы…»
Геродот «История»
Скифы оставили после себя богатую и уникальную культуру. Основное отличие ее от других в т.н. «скифской триаде», характерной для степных кочевников Евразии. Это вооружение и конская упряжь определенной формы и украшения в знаменитом «зверином стиле» (это стилизованные изображения хищников семейства кошачьих, оленей, орлов и лошадей). В нем отразились религиозные представления скифов. Даже военное снаряжение (скифы были конными лучниками) украшено в зверином стиле. Это конская узда: двукольчатые и позднее стремячковидные удила, трехпетельчатые псалии (вертикальные стержни, крепившиеся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту коня), навершия булав и скипетров, рукоятей мечей акинаков (железный меч) и др.
Эжен Делакруа Овидий среди скифов
|
Кроме того, в результате взаимоотношений с местными кобанскими племенами и греческими колонистами складывается сложная и интересная культура, которая отражена в погребальных сооружениях, предметах быта, украшениях, оружии. Это создало прочную основу для последующих степных и горных народов Кавказа.
С III—II веков до н. э. на территорию Центрального Предкавказья началось активное проникновение сарматских племён, которые вскоре заняли здесь доминирующее положение.
|