На рубеже нашей эры по всему югу Восточной Европы распространились племена ираноязычных алан, родственных сарматам. В Центральное Предкавказье они пришли в I-IV веках н.э.
Впервые аланы упоминаются у римских авторов I-IV веков н.э., а после и у средневековых писателей. Они описываются как опасные противники либо сторонники Византии, Рима, Ирана, Арабского халифата, «суровые и вечно воинственные», «жестокосердные варвары». Ранние аланы были кочевниками.
КСТАТИ, античный писатель Аммиан Марцеллин в 70-х гг. IV века писал об аланах: «У них (алан) нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они ячменём и в изобилии молоком, живут в кибитках и перевозят их по беспредельным степям… Молодёжь с раннего детства, сроднившись с верховой ездой, считает позорным ходить пешком: все они вследствие разнообразных упражнений являются сильными воинами. Им доставляют удовлетворение опасности и войны… и виде славных украшений (трофеев) нашивают на своих боевых коней кожи, содранные с отрезанных голов убитых. У них не видно ни храмов, ни святилищ; они по варварскому обычаю втыкают в землю обнажённый меч и с благоговением поклоняются ему как Марсу правителю стран, по которым кочуют. Они не имеют никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно грозным взглядом своих очей».
Ученые полагают, что гунны, пришедшие в 375-78 годах в Степи Восточной Европы, разгромили алан и готов-грейтунгов (восточные готы). Это вынудило большую часть населения уйти на завоевание Рима, малая же часть вместе с коренным населением ушла в горы Северного Кавказа. Здесь аланы занимают степные и предгорные районы Ставропольской возвышенности, междуречья Кубани и Терека. Особое значение у алан имел район КМВ, благодаря своему удобному географическому положению и мягкому климату.
У алан было развито земледелие и скотоводство, особенно известны были выносливые аланские кони. Сами же аланы были искусными всадниками. Кроме того, они знали сыродутный процесс производства железа, занимались бронзолитейным, кузнечным и ювелирным делом. «Страна, полная всяческих благ, есть в ней много золота и великолепных одеяний» - так была известна Алания современникам. Процветанию алан способствовала международная торговля. С VI-VII веков трасса Великого шелкового пути проходила и по Северному Кавказу, в том числе и по территории Алании, все наиболее крупные аланские поселения были его узловыми точками.
С конца VI века аланская знать налаживает дружественные отношения с Византией. Подобными делами занимался «царь» или сар-и-асар, т.е. вождь западных алан, греки называли его саростием. Именно регион КМВ считается центром раннеаланской культуры, здесь много находок византийского, иранского и арабского происхождения VI-VIII веков.
Не один век понадобился аланам, чтобы создать государство. Уже в VII—VIII веках аланы являлись могучей силой, с которой считались более могущественные Хазарский каганат, Арабский халифат и Византия. И каждый хотел склонить ее на свою сторону. Но аланы становятся зависимыми от Хазарии и участвуют в арабо-хазарских войнах за господство на Кавказе. Здесь они сыграли решающую роль в исходе войны. Чтобы не пропустить арабов через Кавказские горы, аланы строят каменные крепости у Дербентского и Дарьяльского проходов. В этот же период ими построена Хумаринская крепость в ущельях рек Верхняя Кубань, Теберда и Мара, а также мощное укрепление на Рим-горе. Однако, даже здесь Алания все же выступала как самостоятельное объединение с собственным правителем.
Хонг Ниан Шенг Шелковый путь
|
Население Алании формировалось столетиями, и было многоэтничным. Большинство, конечно, составляли сами аланы, а также кубанские болгары и другие тюрки. Образование государства привело к расслоению общества, выделилась правящая верхушка из князей и аристократов. Остальная же часть представляла собой крестьян-общинников, рабов и жителей городов (торговцев и ремесленников). Самыми известными городами Алании являлись Магас (Маас) и Фуст. Сегодня это Нижнеархызское городище и Рим-гора. Согласно сообщению арабского писателя и путешественника Масуди, Маас был столицей Алании.
Укрепления и жилые строения всех аланских городищ и небольших поселений говорят о высоком уровне мастерства населения. Оборонительные сооружения были необходимы в условиях постоянно меняющейся внешней политики.
В X-XII веках в Аланию из Византии пришло христианство, началось широкое его распространение. В труднодоступных горных ущельях и горных вершинах возводились храмы, некоторых сохранились до сегодняшнего дня. Это три каменных собора Нижне-архызского городища: т. н. Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы; Шоанинский — в верховьях Кубани; Сентинский — на высоком левом берегу реки Теберда.
Во второй половине XII века в Алании наступают трудные времена политической раздробленности и давления со стороны северных соседей – половцев. Но главной угрозой стали татаро-монголы, впервые разбившие алан в 1222 году. А в 1238-39 годах пали главные города-крепости Магас и Фуст, история аланского государства завершилась. Теперь оно входило в состав Золотой Орды.
|